Ничто, полученное в поисках теории
всего
Robert Matthews
Они называют своего лидера Папой, настаивают, что их путь -- единственная дорога к просвещению
и привлекают постоянный поток молодых служителей. Психо-религиозный культ? Нет,
нечто намного более страшное: научное сообщество, которое полностью потеряло
контакт с действительностью и отнимает у нас
самые блестящие умы.
Послушав их группу поддержки, или прочитав один из их
бестселлеров, или посмотрев их телевизионные мини-сериалы, и Вы могли бы подпасть под их чары. Вы также
могли бы поверить, что они действительно
близки к открытию окончательных истин Вселенной, в виде ряда уравнений,
описывающих космос и все в нем содержащееся. Или, как они скромно выражаются,
Теории Всего.
Это не есть признанная всеми истина. В течение многих лет у
остальной части научного сообщества существовали опасения, что поиски Теории
Всего -- лишь упражнение в самообольщении. Эти опасения основаны на том, что,
несмотря на десятилетия усилий, все поиски оказались не в состоянии дать ни
одного предсказания, которое можно хотя бы проверить, не говоря уж о подтверждении.
В глазах многих ученых это делает данное предприятие хуже
ошибочной теории. Это помещает его в худшую категорию научных теорий, идентифицированных
Нобелевским лауреатом по физике Вольфгангом Паули: это даже не неправильно.
Если мы не в состоянии дать никаких
предсказаний, то нельзя сказать, съедобно ли это вообще, не говоря уж о триумфе.
Именно эта потеря контакта с действительностью вызвала
столько беспокойства среди ученых, по
крайней мере, тех, кто не запуган всеми разговорами о многомерных суперструнах
и многообразиях Калаби-Яо. Но теперь один из них решил, что внешнему миру нужно
сообщить об этой научной шараде. Математик из Университета Колумбии Питер Войт
следил за поисками теории более 20 лет. В его новой книге "Даже Не Неправильно" он показывает, как
некогда многообещающий подход к самым глубоким тайнам в науке
видоизменился в нечто, очень
напоминающее религиозный культ.
Все началось в середине 1980-х, появлением так называемой теории суперструн,
согласно которой все частицы и силы во Вселенной связаны с колебаниями
крошечных, многомерных, струноподобных
объектов, обладающих кое-чем, названным суперсимметрией (не спрашивайте
меня об этом!). Объединяя много и так
аккуратно, теория суперструн, казалось, была проблеском той Теории Всего,
которая не далась даже самому Эйнштейну.
Многие из умнейших теоретиков мира присоединились к усилиям понять суперструны,
включая нескольких Нобелевских лауреатов.
Но скоро они столкнулись с затруднениями. Математическая
элегантность теории суперструн рушилась под тяжестью непричесанных фактов реальной Вселенной. Хуже того, надежды, что
эта теория приведет нас к единственной Теории Всего, с появлением все большего количества версий и при отсутствии очевидного способа
выбирать между ними испарялись.
К середине 1990-х, теория суперструн была включена в
так называемую М-теорию. Даже ее
изобретатель, харизматический Эдвард Виттен
из Института Специальных исследований в Принстоне, не знает, что означает М. Ни
он, ни кто-либо еще, не преуспели в том, чтобы выжать из М-теории хоть одно проверяемое предсказание. Таким
образом, она имеет больше общего с религиозным верованием, чем с наукой.
Большинство теоретиков, по крайней мере на словах, признает
требование фальсифицируемости, популяризированное философом Карлом Поппером,
согласно которому научные идеи должны допускать возможность быть
опровергнутыми. Но люди, вовлеченные в поиски Теории Всего, считают себя
свободными от подобных дурацких ограничений. М-р Войт цитирует теоретика
суперструн, отклоняющего требование фальсифицируемости как "понтификацию
Попперази" того, что является и что
не является наукой.
В устах общины, которая именует профессора Виттена Папой,
это звучит щедро. Но это также предполагает, что целая область науки теперь
опирается исключительно на веру. М-р Войт приводит много свидетельств этого:
настойчивые заклинания М-теоретиков, что
в поисках окончательных ответов, их теория является единственной игрой в городе; лекции с
названиями вроде "Сила и Слава Теории Струн"; обработка СМИ, чтобы не
прозевать никакого возможного разоблачения.
М-р Войт показал, что некоторые очень умные люди в академии
сбились с пути. Но почему это должно заботить
остальных? Причина проста: поиски Теории Всего впитали обширные интеллектуальные усилия и ресурсы, в то время
как они отчаянно необходимы в других местах. Мы вряд ли можем позволить себе
роскошь давать блестящим талантам пропасть в болоте, которым является М-теория.
Посмотрите на них, имеющих видимые признаки обманутых
вкладчиков, жертв огромных
интеллектуальных усилий, которые они должны были затратить, чтобы войти
в это поле деятельности, заставляющее их пахать независимо от перспектив
успеха. Наступило время, когда они должны быть избавлены от своих страданий, им
надо предложить или бросить все это, или искать финансирования в другом месте
(в качестве одной из возможностей предлагаются
благотворительные учреждения, поддерживающие преследуемых за веру).
Академические учреждения считают достаточно трудной для себя задачей финансирование областей,
дающих отчеты о реальных достижениях. После 20-ти странных лет, они, конечно,
будут правы, махнув рукой на тех, кто
затерялся в многообразиях Калаби-Яо.