Financial Times,  2 июня 2006 

 

 

Ничто, полученное в поисках теории всего

Robert Matthews  

 

Они называют своего лидера Папой, настаивают, что  их путь -- единственная дорога к просвещению и привлекают постоянный поток молодых служителей. Психо-религиозный культ? Нет, нечто намного более страшное: научное сообщество, которое полностью потеряло контакт с действительностью и отнимает у нас самые блестящие умы.

 

Послушав их группу поддержки, или прочитав один из их бестселлеров, или посмотрев их телевизионные мини-сериалы,  и Вы могли бы подпасть под их чары. Вы также могли бы поверить, что они действительно близки к открытию окончательных истин Вселенной, в виде ряда уравнений, описывающих космос и все в нем содержащееся. Или, как они скромно выражаются, Теории Всего.

 

Это не есть признанная всеми истина. В течение многих лет у остальной части научного сообщества существовали опасения, что поиски Теории Всего -- лишь упражнение в самообольщении. Эти опасения основаны на том, что, несмотря на десятилетия усилий, все поиски оказались не в состоянии дать ни одного предсказания, которое можно хотя бы проверить,  не говоря уж о  подтверждении.

 

В глазах многих ученых это делает данное предприятие хуже ошибочной теории. Это помещает его в худшую категорию научных теорий, идентифицированных Нобелевским лауреатом по физике Вольфгангом Паули: это даже не неправильно. Если мы  не в состоянии дать никаких предсказаний, то нельзя сказать, съедобно ли это вообще,  не говоря уж о триумфе.

 

Именно эта потеря контакта с действительностью вызвала столько  беспокойства среди ученых, по крайней мере, тех, кто не запуган всеми разговорами о многомерных суперструнах и многообразиях Калаби-Яо. Но теперь один из них решил, что внешнему миру нужно сообщить об этой научной шараде. Математик из Университета Колумбии Питер Войт следил за поисками теории  более  20 лет. В его новой книге "Даже  Не Неправильно" он показывает, как некогда многообещающий подход к самым глубоким тайнам в науке видоизменился  в нечто, очень напоминающее религиозный культ.

 

Все началось в середине 1980-х,  появлением так называемой теории суперструн, согласно которой все частицы и силы во Вселенной связаны с колебаниями крошечных, многомерных, струноподобных объектов, обладающих кое-чем, названным суперсимметрией (не спрашивайте меня об этом!). Объединяя  много и так аккуратно, теория суперструн, казалось, была проблеском той Теории Всего, которая не далась даже  самому Эйнштейну. Многие из умнейших теоретиков мира присоединились к усилиям понять суперструны, включая нескольких Нобелевских лауреатов.

 

Но скоро они столкнулись с затруднениями. Математическая элегантность теории суперструн рушилась под тяжестью непричесанных фактов  реальной Вселенной. Хуже того, надежды, что эта теория приведет нас к единственной Теории Всего,  с появлением все большего количества  версий и при отсутствии очевидного способа выбирать между ними испарялись.

 

К середине 1990-х, теория суперструн была включена в так  называемую М-теорию. Даже ее изобретатель,  харизматический Эдвард Виттен из Института Специальных исследований в Принстоне, не знает, что означает М. Ни он, ни кто-либо еще, не преуспели в том, чтобы выжать из М-теории  хоть одно проверяемое предсказание. Таким образом, она имеет больше общего с религиозным верованием,  чем с наукой.

 

Большинство теоретиков, по крайней мере на словах, признает требование фальсифицируемости, популяризированное философом Карлом Поппером, согласно которому научные идеи должны допускать возможность быть опровергнутыми. Но люди, вовлеченные в поиски Теории Всего, считают себя свободными от подобных дурацких ограничений. М-р Войт цитирует теоретика суперструн, отклоняющего требование фальсифицируемости как "понтификацию Попперази"  того, что является и что не является наукой.

 

В устах общины, которая именует профессора Виттена Папой, это звучит щедро. Но это также предполагает, что целая область науки теперь опирается исключительно на веру. М-р Войт приводит много свидетельств этого: настойчивые заклинания  М-теоретиков, что в поисках окончательных ответов, их теория является  единственной игрой в городе; лекции с названиями вроде "Сила и Слава Теории Струн"; обработка СМИ, чтобы не прозевать никакого возможного разоблачения.

 

М-р Войт показал, что некоторые очень умные люди в академии сбились с пути. Но почему это должно заботить остальных? Причина проста: поиски Теории Всего впитали обширные  интеллектуальные усилия и ресурсы, в то время как они отчаянно необходимы в других местах. Мы вряд ли можем позволить себе роскошь давать блестящим талантам пропасть в болоте, которым является М-теория.

 

Посмотрите на них, имеющих видимые признаки обманутых вкладчиков, жертв огромных интеллектуальных усилий, которые они должны были затратить, чтобы войти в это поле деятельности, заставляющее их пахать независимо от перспектив успеха. Наступило время, когда они должны быть избавлены от своих страданий, им надо предложить или бросить все это, или искать финансирования в другом месте (в качестве одной из возможностей предлагаются благотворительные учреждения, поддерживающие преследуемых за веру).

 

Академические учреждения считают достаточно трудной  для себя задачей финансирование областей, дающих отчеты о реальных достижениях. После 20-ти странных лет, они, конечно, будут правы,  махнув рукой на тех, кто затерялся в многообразиях Калаби-Яо.